38 Волошина Елена Владимировна, библиотекарь ОСП Детская библиотека им. П.Г. Аматуни МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека», Ростовская область, г. Пролетарск Взаимодействие библиотекаря с семьей «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» Л.Н. Толстой За тысячелетия своего существования человечество изобрело самый лучший способ для развития интеллекта и творческих способностей – чтение! Различные исследования показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Читатели точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Но в современном обществе, где на человека буквально «выливаются» гигантские информационные потоки, чтение отступает под натиском телекоммуникационных средств. Более легкие, увлекательные занятия, связанные с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, составляют серьезную конкуренцию чтению. Много исследований посвящено проблеме соотношения чтения и средств массовой информации. У детей продолжает падать интерес к чтению, но растет «телесмотрение», увлеченность компьютером. Книге сложно соперничать с продвинутыми гаджетами. Чтение – это труд, а телевизор и компьютер не требуют никаких усилий. К тому же, такое безобидное времяпрепровождение вполне устраивает и детей, и родителей. Сажая ребенка перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот закон открыт Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности с взрослым. Ребенок открывает мир, познает его только вместе с взрослым. Ни одно техническое средство, даже самое совершенное и приспособленное для детей, не может заменить живого человека и открыть смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения с взрослыми, вся человеческая культура и книжная культура в том числе, остается закрытой, чужой, невостребованной, а внутренний мир ребенка – пустым. Вхождение ребенка в книжную культуру начинается очень рано - в дошкольном периоде его развития. Несмотря на важную роль в начальном приобщении детей к чтению учителей, воспитателей и библиотекарей, основное влияние на развитие ребенка как читателя, на формирование его читательских вкусов оказывает семья и читательская культура родителей. Растить читателя – вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. Можно потратить время и силы на освоение процесса чтения и не только не привить любовь к книге, но и добиться прямо противоположного эффекта. Чтение детей начинается либо не начинается именно в семье. Что думают родители о чтении вообще и детском в частности? Читают ли сами? Какие книги выбирают для своего ребенка? Чем руководствуются при выборе? Большинство родителей рассматривают книгу как источник знаний, как средство развития определенных навыков и умений, таких как память, словарный запас, широкий кругозор ребенка, и недооценивают воспитывающую роль книги, её влияние на нравственное воспитание и эмоциональное развитие ребенка.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTU2MTMz