40 Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. С первых дней жизни ребенок улавливает не смысл слов, а интонацию, ритм. Еще не умея говорить, ребенок переживает положительные эмоции, читая вместе с мамой стихи, песенки, приговорки, таким образом, преодолевает первый, важный этап своего читательского развития. Ребенок-дошкольник, успешно прошедший этапы восприятия детской литературы на слух, может и хочет сопереживать литературным героям, стремится понять то, что хотел сказать автор, с удовольствием рассматривает иллюстрации и воспринимает чтение как интересное и радостное занятие. Взрослых часто удивляет настойчивость детей в своих просьбах перечитать вновь и вновь одну и ту же полюбившуюся книгу. Ребенок знает книгу наизусть, знает всех героев, может описать все события, знает, чем все закончится, но все равно просит прочитать еще раз. Вроде ничего нового он не узнает, но вновь переживает, смеется, удивляется, печалится вместе с героями. В этот момент и происходит сопереживание, сочувствие – очень важная составляющая детского чтения. Читатель общается с книгой не просто как с предметом. Рассматривая книги, ребенок воспринимает иллюстрации как графическое послание, вступает в общение с людьми его создавшими – с художником, писателем. Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Но родители сами обычно плохо ориентируются в детской литературе. Это приводит к тому, что ребенку часто рекомендуются книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально-психологических особенностей ребенка. Большими возможностями в информировании родителей о лучшей детской литературе, об основах психологии детского чтения обладает детская библиотека и библиотекарь как транслятор этих знаний. Библиотекам важно сотрудничать с родителями в руководстве чтением детей. Такая работа должна вестись систематически, на протяжении всех лет, когда ребенок пользуется детской библиотекой. Это должно быть содружество семьи и библиотеки. Что может сделать библиотека? Популяризировать традиции семейного чтения, проводить психолого-педагогическое просвещение родителей, использовать различные формы сотрудничества с ними, оказывать методическую помощь родителям в руководстве детским чтением. Формы работы могут быть разнообразными, от индивидуальной до массовой. Сосредоточить свои усилия необходимо на основном направлении работы – организации семейного чтения и формировании ребенка-читателя. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Читатели не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны, как писатели маститые, хорошо знакомые. Наша гипотеза о том, что родители плохо ориентируются в современной детской литературе и в своих рекомендациях основываются только на личном читательском опыте, подтвердилась. Возрождение традиций семейного чтения – одна из главных задач детских библиотек на сегодняшний день. Для этого библиотекам: • необходимо активизировать сотрудничество с родителями; • создавать рекомендательные списки детской литературы для семей по возрастному предназначению, жанрам, размещая их в Интернете для более доступного использования; • ввести в структуру читательской деятельности родителей и семей в целом работу с рекомендательной библиографией детской литературы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTU2MTMz