65 Леушина Юлия Михайловна, главный библиотекарь научно-методического отдела ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой» Книжный клуб кафе-мидраш: читаем, рассуждаем, рефлексируем Мы привыкли считать, что чтение – это индивидуальный процесс. У нас сложилась такая культура работы с текстами, в которой читатель, по крайней мере, при первом знакомстве с текстом остается наедине с ним, и только потом, если есть возможность, книга обсуждается среди друзей, единомышленников, читатели делятся мыслями о прочитанном, вступают в дискуссии. Литературное кафе-мидраш – история совершенно иная. Мидраш в переводе с иврита – толкование, исследование. В традиционном значении это способ изучения Торы, где исследователь всесторонне изучает текст, стремясь проникнуть в дух священных текстов, найти новые толкования. И если это работает с Торой – значит, можно применить и к текстам в принципе. Кафе-мидраш как формат придумал Вадим Зитцер, а популяризировала Мария Климова, библиотекарь из Дубны. На первый план в этом формате работы с текстом выходит Личность со своими переживаниями, идеями, мыслями. Ключевой особенностью формата является знакомство с текстом непосредственно в процессе мероприятия и немедленное обсуждение по определенным правилам. Какие же это правила? Кафе предлагает своим посетителям пищу для ума и души. В качестве основных блюд выступают тексты, предваряют и заключают обсуждение заранее подобранные цитаты. Есть различные вариации организации обсуждения, в зависимости от возможностей и предпочтений организатора, возраста, подготовленности аудитории и т.д. Я расскажу, как мы проводим кафе-мидраш в рамках подросткового книжного клуба. Самим участникам книжного клуба не нужно заранее читать выбранный текст. Они вообще не в курсе, что именно их ждет – ни тема, ни текст не раскрываются заранее. Предварительная подготовка: когда говорят, что кафе-мидраш прекрасен тем, что не надо готовиться – я нервно смеюсь. Да, участникам не надо, а вот модераторы должны попотеть. Текст для чтения и обсуждения мы берем достаточно краткий, чтобы успеть его прочитать за 7-10 минут, и содержательный – чтобы было что обсудить. Если берется отрывок из большого текста – он должен быть законченным по смыслу. Подбираем различные цитаты, которые можно тематически притянуть к тексту и в качестве финального штриха подбираем соответствующую теме музыку, картину или другие аудиовизуальные способы воздействия. Идеальное количество участвующих в обсуждении людей – не больше 10, а лучше, чтобы каждый мог иметь возможность высказаться. В начале кафе-мидраш ведущий кратко озвучивает схему работы и правила совместного обсуждения – не перебивать, не осуждать, быть взаимно вежливыми (и взрослым, и подросткам бывает нелишним напомнить об этом). Далее следует закуска – из коробочки каждый по очереди достает подготовленную заранее цитату, зачитывает ее и комментирует – согласен, не согласен, не понял, какие чувства испытал. Главная цель этой части – заставить
RkJQdWJsaXNoZXIy MTU2MTMz