66 каждого что-то сказать, настроить и подготовить к обсуждению. Общее время на эту часть – 57 минут. Затем следует основная часть – чтение текста. Читает модератор, выделяет интонационно важные части, обращает внимание на ключевые моменты. Как правило, текст у нас один, мы не распечатываем каждому – это делается для того, чтобы участники имели возможность именно слушать. После того, как текст прочитан, каждый участник пишет один вопрос к услышанному – что ему бы хотелось обсудить в связи с текстом? Вопросы пишутся в закрытую, складываются в коробочку и затем вытягиваются по очереди – и здесь модератор смотрит, сколько у него времени в запасе – и в соответствии с этим можно ограничиться обсуждением нескольких вопросов или же кратко, но обсудить все. Они могут повторяться – ведущий тоже не знает, что ему написали участники. Поначалу мы боялись, что наши подростки будут зажаты, не захотят говорить, будут лениться – но все случилось наоборот. Рассказ – а мы читали Марью Малми «Крепче крепкого» - вызвал множество вопросов, которые ребята очень живо обсуждали. Это был очень важный момент, когда модератору нужно было максимально отстраниться от обсуждения, потому что происходило чудо – услышанный впервые текст порождал очень интересные и глубокие рассуждения о жизни, о моральных ценностях, вызывал ассоциации из собственной жизни, споры и цивилизационный обмен мнениями. Горе тому, кто до сих пор считает, что современные дети не понимают прочитанного! Всех ждем на кафе-мидраш! Эта часть по времени занимает 25-30 минут. Модератор следит за течением разговора и в нужный момент подытоживает сказанное, закругляет беседу в сторону финала – как правило, за полчаса все успевают высказаться. И последняя часть разговора, тоже очень важная – рефлексия. Мы можем послушать песню, посмотреть на подобранную картину, в случае с рассказом «Крепче крепкого» у нас идут финальные обнимашки – все желающие в течение 2-3 минут обнимаются. Также из последних находок – смотрим картинку от нейросети, которую она сгенерировала по ключевым словам. Наверное, можно подобрать видеоряд – но мы пока не экспериментировали. Таким образом мы еще раз пропускаем через себя текст, но в ассоциации с другими воздействиями (музыка, тактильные ощущения, рассматривание картин) участники составляют целостное впечатление, закрывают гештальт и приходят к осознанию того факта, что рассказы (и литература в целом) – это не просто то, что можно быстренько прочитать и забыть, а инструмент для копания в своей душе. Это все прекрасно, но где же подводные камни? А их много. Во-первых, как я упомянула, для ведущего кафе-мидраш здесь едва ли не больше работы, чем в обычном книжном клубе. Самая главная сложность – подобрать текст. Он должен быть короток, емок, содержателен. Книги для подростков пишутся в основном уже большого формата, подобрать короткие рассказы – задача со звездочкой. Есть хорошая серия «Рассказы Волчка», есть фестиваль «КоРа» - но все же нужно изрядно покопаться, чтобы выбрать текст – и подобрать к нему цитаты.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTU2MTMz